На главную
Архив новостей
Фотоальбом
F.A.Q.
Ссылки
Здесь будут прокручиваться самые горячие новости!!!
Процесс создания компании
 
Об управлении
Инновационная
структура МГУ
Интеллектуальная собственность и трансфер технологий
Обучение инновационному менеджменту
Международные проекты
Нормативно-правовая база инновационной
деятельности
Календарь событий
СМИ об управлении
Конкурсы
Контакты
 
Процесс создания компании

Введение
Процесс создания компании
Процесс создания нового продукта
Маркетинг и продажи
Управление растущей компанией
Бизнес-план
Персонал
Финансы
Юридические и налоговые аспекты
Интеллектуальная собственность
Заключение
Цели Лекция Практика Полезные ссылки

 

От концепции к продажам - обзор
Планирование
Элементы бизнес-плана
Развитие выделившихся компаний (spin-off companies) в Университете Альберты
Взаимоотношения с Университетом Альберты
Соглашение о взаимоотношениях между Университетом и выделившейся компанией
Независимое создание выделившейся компании
Развитие выделившейся компании


В этом разделе представлен опыт управления интеллектуальной собственностью и трансфера технологий Университета Альберты (Эдмонтон, Канада). В настоящее время одним из приоритетов Университета Альберты является создание инновационных компаний (spin off companies) на базе технологий, созданных  в университете.

Изучение идеологии и используемых в Университете Альберты процедур управления интеллектуальной собственностью, лицензирования, создания инновационных компаний, распределения доходов полезны при формировании политики и процедур в области интеллектуальной собственности в российских университетах.

В этом модуле представлена процедура создания инновационной компании (spin off company) в Университете Альберты.

 Где вы сейчас?  

Этот опросник из 15 вопросов поможет вам определить, каких навыков и знаний вам не хватает, и в чем вам понадобится помощь. Не существует однозначно верных или неверных ответов. Тем не менее, эти вопросы помогут вам решить, подходящее ли сейчас время для создания вашей инновационной компании. Пожалуйста, распечатайте и заполните опросник. Обсудите вопросы и ответы в университетском офисе коммерциализации технологий.

Через некоторое время попробуйте еще раз заполнить этот опросник, а затем - пересматривать и обновлять его каждый год.

Открыть опросник Microsoft Word Document (HTML document Adobe Acrobat Document)

Обсудите эти вопросы и ответы с вашим контактным лицом из Офиса коммерциализации технологий.

Это дополнительные материалы, которые вам следует просмотреть, если вы рассматриваете возможность создания новой компании:

 

От концепции к продажам - обзор

Наверх 

Приведенная здесь схема визуально воспроизводит процесс развития инновационной компании. Сложность схемы дает представление о длительности, разнонаправленности и нечеткости этого процесса. Кроме того, это линейное изображение нелинейного по своей природе процесса представляет наиболее предпочтительную последовательность действий в процессе развития компании. Тем не менее, всегда помните, что ваш путь к успеху будет содержать многочисленные повороты и отступления, пока вы будете пытаться найти правильную дорогу.

Примечания:

  • Толстые стрелки соединяют основные ключевые этапы, через которые должна пройти компания.
  • Тонкие стрелки соединяют типичные проблемы, которые возникают и решаются в ходе процесса.
  • Пунктирные стрелки обозначают возможные связи, возвращающие к основным ключевым моментам прогресса.

С помощью этой схемы поместите модули курса в контекст процесса развития компании.


Рисунок. Процесс развития инновационной компании.


При создании образа компании, концепции бизнеса и бизнес-плана, помните, что коммерческий успех определяется умением компании делать деньги, т.е. продавать. Вы должны это учитывать, принимая любое решение.

 

Планирование

Наверх 

Как уже было отмечено, коммерческий успех компании определяется ее умением создавать доход, т.е. продажами. Следовательно, образ компании, концепция бизнеса, бизнес-план – любое корпоративное решение – должно работать на эту цель.

При всей очевидности необходимости бизнес-планирования, поразительно, как много так называемых предпринимателей верят, что их ситуации настолько уникальны, что ни один формат бизнес-плана не годится для их проекта.

Нет ни одной компании, у которой могли бы быть разумные причины отсутствия бизнес-плана.

Существует несколько видов важных документов в области планирования. Многие из них становятся элементами общего бизнес-плана и требуют регулярных обновлений и проверок.

Необходимые документы по бизнес-планированию:

  • Краткосрочный план и бюджет (на 1 год)

  • Долгосрочный стратегический план (на срок более 5 лет)

  • Документы, касающиеся образа, миссии и будущего развития

  • Финансовые отчеты: ежемесячный бюджет, ежегодные финансовые планы на пятилетний период

  • Бизнес-план (Более подробная информация - следующий раздел "Элементы бизнес-плана").

СОВЕТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

  • Задействуйте все источники информации.
  • Обратитесь за профессиональной помощью.
  • Ваш бизнес-план всегда должен быть актуальным.
  • Датируйте бизнес-план.
  • Решите, кому вы его разошлете
  • Помещайте контактную информацию на видном месте.
  • Запомните: лучшее время для привлечения капитала – когда он вам еще не нужен.

 

Элементы бизнес-плана

Наверх

Хотя бизнес-план нового проекта пишется в первую очередь для привлечения инвесторов, он также служит средством предоставления информации другим группам интересов: менеджерам, работникам, директорам и поставщикам.

Организации любого типа и размера используют бизнес-план для уточнения задач компании и составления стратегий их выполнения.

В идеале, бизнес-план должен составлять человек, ответственный за его внедрение.

Ориентировочная структура и содержание важных разделов бизнес-плана:

  • Основные положения (1 страница)

  • Возможности предпринимательской деятельности (1/2 – 1 страница)

    • Технология и механизм трансфера технологии
    • Компания: образ, миссия, месторасположение, название, размер и т.д.

  • Товар/услуга
    • Описание
    • Предполагаемая стоимость
    • Стадия разработки и планы развития

  • Анализ отрасли 
    (1-2 страницы)
    • Общая информация
    • Размер и рост
    • Тенденции
    • Конкуренция и риски

(1-2 страницы)

  • Маркетинговый план (5-6 страниц)

    • Потребители
    • Маркетинговые планы компании и продукта

  • Управленческая команда (и Совет Директоров) (1-2 страницы)

    • Краткие биографии

  • Инвестиции и их возврат (1-2 страницы)

  • Ориентировочные финансовые планы и отчеты (4-5 страниц):

    • Ежемесячные за 1-й год
    • Годовые за 2-5 годы

 

Развитие выделившихся компаний (spin-off companies) в Университете Альберты

Наверх

Создание выделившейся компании (spin-off company) – всего лишь один из способов коммерциализации технологий. Офис по трансферу технологий и контрактным работам (the Research Services Office - RSO) Университета Альберты помогает сотрудникам Университета выбрать подходящий путь для технологии – лицензирование или создание spin-off  компании. Если вы выбрали путь выделения – обратите внимание на следующие ключевые моменты:

 

Обзор формирования выделившейся компании
  1. Патентная политика Университета Альберты требует отчетов обо всех изобретениях и открытиях с "патентными возможностями", путем заполнения Формы отчета об изобретении Microsoft Word Document (Adobe Acrobat Document).
  2. Чтобы получить совет и помощь, свяжитесь с RSO. Сотрудники RSO подскажут вам, с чего начать.
  3. Заполните Форму отчета об изобретении Microsoft Word Document (Adobe Acrobat Document) и передайте ее в RSO:
    • Подробно опишите изобретение
    • Предоставьте полный список изобретателей и  участвующих в проекте лиц, а также источников финансирования исследований.
    • Получите подписи кафедры и декана.
  4. Изобретатель может передать право на изобретение Университету или действовать независимо (подчиняясь указаниям источника финансирования).
  5. Университет получает 33.3% от чистой прибыли. Эта доля может принимать разные формы. Желательно прояснить вопрос прав Университета на технологию до получения инвестиций.
  6. Чтобы избежать конфликта интересов, изобретателям следует подписать "Соглашение о взаимоотношениях", определяющее отношения между новой компанией, изобретателями и Университетом. Это соглашение устанавливает допустимые пределы использования университетского оборудования, персонала и студентов, а также передачу других технологий/изобретений.
  7. Компания или изобретатели обязаны представлять ежегодный отчет о коммерческой деятельности.

Основные положения при создании выделившейся компании и некоторые сопроводительные документы и методики даны на сайте RSO www.rso.ualberta.ca в разделе "Policies". Дополнительную информацию вы найдете на сайте TEC Edmonton: https://www.conman.ualberta.ca/

Список полезных материалов:

 

Ваши взаимоотношения с Университетом Альберты

Наверх

Университет – часть внешней среды вашей компании. Признать этот факт и должным образом своевременно рассмотреть все соответствующие вопросы – крайне важно для успеха вашей компании. Всем изобретателям/основателям компании необходимо заключить с Университетом формальное соглашение.

Зачем требуется формальное соглашение?

  • Университет обязан поддерживать  высокий уровень академических исследований и обучения. В этом заключается основная причина определенных ограничений на использование академического пространства, оборудования, времени студентов и исследователей во всем, что касается вашей коммерческой деятельности.

  • Университет обязан представлять общественные интересы в случае получения экономической выгоды от финансируемого обществом исследования, проведенного в финансируемой обществом организации. Поэтому Университет должен получить справедливую долю прибыли от коммерциализации технологии.

Переговоры с Университетом
Не начинайте вести переговоры, пока вы еще не знаете точно, что будет обсуждаться. Вы сэкономите время, деньги и нервы.

Научитесь вести переговоры
Для этого существуют замечательные книги (напр. Fisher and Ury, "Getting to Yes") и курсы.

Что делать, если переговоры остановились, или если вы не хотите их проводить?

  • Патентная Политика Университета Альберты гласит: "любые доходы (прибыли), кроме денежных средств, должны быть оценены по соглашению между Университетом и Изобретателем, либо, если оно не достигнуто, посредством арбитражного суда". Университет рекомендует 3-месячный срок  для достижения этого соглашения.

  • Если оценочное соглашение не достигнуто по истечении трехмесячного срока, Университет имеет право инициировать арбитражное разбирательство.

  • Если соглашение не выполняется, или отсутствуют обоснованные ожидания, что оно будет выполняться, то Университет прекращает финансирование любых исследований, относящихся к коммерческой деятельности. Вопросы конфликта интересов и ненадлежащего использования общественных денег и имущества должны быть решены надлежащим образом.

  • Неспособность прийти к соглашению с Университетом приведет к задержке развития вашей компании: инвесторы не будут инвестировать, исследования будут остановлены, ресурсы и время будут напрасно тратиться на переговоры  (или их отсутствие), пока все это не разрешится.

СОВЕТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ПЕРЕГОВОРОВ
  • Изучите "территорию".
  • О каких соглашениях вы ведете переговоры и почему?
  • Каковы правила?
  • С кем вы ведете переговоры?
  • Каковы ваши мотивы?
  • Установите границы личного и общественного и суть конфликта интересов.
  • Обратитесь за помощью в анализе ситуации в RSO.
  • После того, как вы решите, чего вы хотите, обратитесь за советом к юристу. Задача юриста – проследить, чтобы вы заключили именно ту сделку, какую хотите.
  • Не заставляйте ваших юристов вести за вас переговоры: Во-первых, если вы сами не знаете, чего хотите добиться, как вы объясните это кому-нибудь другому? Вы можете получить совершенно другой результат или вообще никакого. Во-вторых, вам придется оплачивать юристу время, затраченное на объяснение ему того, что вы хотите.

 

Соглашение о взаимоотношениях между Университетом и выделившейся компанией

Наверх

Независимо от того, создана ли выделившаяся компания с помощью RSO или же без такой помощи (когда изобретатель осуществляет коммерциализацию самостоятельно, независимо), должно быть подписано Соглашение о взаимоотношениях между компанией и Университетом Альберты. Соглашение задает структуру разрешения неустранимого конфликта интересов, возникающего при столкновении частных коммерческих интересов и интересов Университета Альберты. Кроме того, данное соглашение регулирует взаимоотношения между Университетом Альберты, выделившейся компанией и имеющими к ней отношение исследователями.

Ключевые принципы управления взаимоотношениями

Основные предпосылки
Предполагается, что в том случае, когда изобретатель также является совладельцем новой компании, его доля в прибыли от созданной технологии будет реализована на основе имеющейся у него, как у основателя, доли новой компании. Таким образом, ожидается, что изобретатель откажется от права на положенную ему долю в доходе Университета от реализации новой технологии. Изобретатель может также получить дальнейшую компенсацию в виде дополнительного капитала за участие в управлении и/или начальную финансовую поддержку компании. Тем не менее, эта дополнительная компенсация отделяется от компенсации за технологию. Предполагается (и рекомендуется), что изобретатель обратится за юридическими, налоговыми и бухгалтерскими рекомендациями по поводу заключения финансового соглашения с компанией.

Необходимость полного раскрытия информации
Для урегулирования возможностей и восприятия любого конфликта интересов изобретатель должен в письменном виде предоставить декану и директору RSO полную информацию о финансовых взаимоотношениях между изобретателем и новой компанией. Это гарантирует полное понимание финансовых отношений между изобретателем, компанией и Университетом.

Соглашение о взаимоотношениях
Для урегулирования любого потенциального или воспринимаемого будущего конфликта интересов изобретателю, компании и Университету следует подписать Соглашение о взаимоотношениях Microsoft Word Document (HTML documentAdobe Acrobat Document). В Соглашение включаются условия, касающиеся следующих ключевых принципов:

  • Разделение корпоративной и университетской деятельности (кроме предусмотренных в подписанном контракте университетских исследований).

  • Ограничения на пользование университетским имуществом, привлечение студентов и персонала.

  • Раскрытие и управление всей будущей интеллектуальной собственностью, разработанной изобретателям в стенах Университета Альберты.

  • Признание университетских требований и стандартов и соответствие им.

  • При необходимости, проведение аудиторской проверки финансовых отчетов компании.

  • Отсутствие права пользоваться именем Университета Альберты.

  • Отсутствие гарантии Университета Альберты.

  • Взаимные гарантии освобождения от ответственности.

Обязанности Университета Альберты
В число задач Соглашения о взаимоотношениях входит также подтверждение обязанностей Университета как организации, финансируемой налогоплательщиками. Ограничения на пользование университетским имуществом, привлечение студентов и персонала отделившейся компанией особенно важны для того, чтобы удостовериться, что университет не предоставляет субсидии какой-либо конкретной компании, в которой у него может быть определенный финансовый интерес. Когда изобретатель также является владельцем новой компании, предполагается, что он предоставит Университету отчет о любой интеллектуальной собственности, разработанной изобретателем, спонсором которой является компания или в которой у компании имеется своя доля. Предоставляя компании лицензию  на такую новую интеллектуальную собственность, Университет гарантирует себе, а, следовательно, и обществу, соответствующую долю дохода от коммерциализации такой интеллектуальной собственности.

В процессе обсуждения соглашения о взаимоотношениях изобретателю стоит также провести независимую экспертизу управления и оптимизировать результаты обсуждения, чтобы минимизировать бюрократизацию взаимоотношений.

Целью этого процесса является создание коммерчески жизнеспособного юридического лица и обеспечение гарантии справедливого возмещения изобретателю, Университету (действующего от имени общества) и инвесторам.

Образец соглашения в документе Соглашение о взаимоотношениях Microsoft Word Document (HTML documentAdobe Acrobat Document).

 

 Независимое создание выделившейся компании

Если создание новой компании начинается с передачи прав на технологию Университету Альберты и, следовательно, обращения за помощью к RSO, то весь процесс пройдет согласно Рекомендациям и Политике Университета Альберты. Однако если новая компания создается независимо от Университета (это разрешено университетскими стандартами) возникают некоторые дополнительные вопросы, требующие урегулирования.

Базовые принципы университетских полномочий
Выделившаяся из Университета компания – это новая компания, основанная на базе университетской технологии или группы технологий. Единственное имущество выделившейся из Университета компании  при ее первичной регистрации – это технология (интеллектуальная собственность), разработанная в стенах Университета. Как правило, на разработку технологии тратятся значительные суммы денежных средств из общественных фондов, предоставляемые в виде исследовательских грантов, зарплат и поддержки инфраструктуры Университета. Скорее всего, новая компания обратится также в другие общественные фонды за содействием в коммерциализации. Университет Альберты, как организация призванная выражать общественные интересы, уполномочен получать долю с любой прибыли от коммерциализации технологии в качестве компенсации за прошлую и настоящую поддержку. Эта доля служит признанием интересов общества в технологии и роли Университета  в выражении интересов канадского общества.

Распределение прибыли
Патентная Политика Университета Альберты утверждает, что доля Университета в случае независимой коммерциализации составляет 1/3 любой "чистой прибыли". В случае простого лицензирования без создания компании эта доля будет составлять 1/3 "чистой прибыли" (роялти), выплачиваемой изобретателю. Политика однозначно определяет, что такое в данном случае "чистая прибыль". При создании же новой выделившейся компании, главным акционером которой изначально является изобретатель, определить 1/3 чистого дохода оказывается сложнее. Обычно на момент создания новой выделившейся компании изобретатель является ее единственным владельцем, а технология, переданная компании – единственным имуществом. В этом случае Университету принадлежит 1/3 компании (т.е. 33,3% акций).

Однако, в зависимости от бизнес-плана и того, что собой представляет технология,  Университет может согласиться на комбинацию из меньшей доли капитала и соглашения на роялти, суммарно дающей право на 1/3 доходов. Университет также считает необходимым убедиться, что у основателя (и главного владельца) новой компании есть стимул и финансовые возможности обеспечить рост и успешную деятельность компании, и, в конечном счете, сделать технологию полезной для канадского общества. Исходя из этой установки, Университет проявляет в отношении своей доли в компаниях достаточную гибкость, чтобы обеспечить учет общественных интересов в данном предприятии и позволить ему расти и преуспевать.

Важно помнить, что и соответствующий факультет разделяет интерес Университета в технологии, следовательно, любое соглашение между Университетом, изобретателем и выделившейся компанией должно быть одобрено деканом соответствующего факультета.

Как правило, Университет неохотно владеет долей в частной выделившейся компании, работающей в сфере услуг и не стремящейся стать публичной или быть поглощенной крупной публичной компанией. В подобных случаях Университет обычно заключает простое соглашение о роялти.

В случае выделившейся компании, следующей агрессивному плану быстрого развития и приобретения статуса публичной компании, Университет может согласиться только на долю капитала, без роялти. Для большинства компаний с неочевидными бизнес-планами, Университет предпочитает совместить долю капитала и роялти, в сумме дающих право на 1/3 доходов. Придерживаясь гибкой позиции при применении патентной политики, Университет обычно соглашается на 10%-30% капитала до дополнительной эмиссии плюс определенное роялти с объема продаж и умеренные регулярные платежи за сублицензирование. Это положение может быть пересмотрено по мере роста компании и изменений бизнес-плана. В большинстве случаев доля Университета размывается на тех же условиях, что и у других акционеров, если будут осуществляться сторонние инвестиции в капитал компании.

Конфликт интересов
Выбирая путь независимой коммерциализации, и передавая технологии новой выделившейся компании напрямую, инвестор оказывается в ситуации конфликта интересов. Причина этого – противоречие между ролями изобретателя как собственника технологии, как владельца компании и как представителя Университета, который обязан защищать интересы Университета в технологии. Чтобы гарантировать соблюдение интересов Университета и разрешить конфликт интересов, изобретателю следует подписать Соглашение о Взаимоотношениях, определяющее взаимоотношения между изобретателем, новой компанией и Университетом.

Соглашение о Взаимоотношениях должно также включать разделы, определяющие права (долю в капитале и/или роялти и т.д.) Университета на новую выделившуюся компанию и на все потенциальные будущие технологии этого изобретателя. Соглашение о взаимоотношениях  предоставляет схему разрешения текущих и будущих конфликтов интересов и позволяет проводить в Университете дальнейшие исследования в области технологий, которые могут быть выгодными компании. При отсутствии такого соглашения Университет и Факультет не разрешат пользоваться университетским имуществом для проведения исследований в области технологий.

Внешние взаимоотношения
Потенциальные инвесторы новых выделившихся компаний предпочитают, чтобы существовала ясная, строго определенная связь между технологией, компанией и Университетом. Строго определенная связь с Университетом, как правило, будет представлять собой значительный актив новой компании для завоевания доверия в бизнес среде. Как показывает опыт по всей Северной Америке, многие выделившиеся компании успешно росли, опираясь на ясную, строго определенную связь с Университетом.

Право собственности на технологию
Подобным образом работают с выделившимися компаниями почти все основные североамериканские университеты. Единственные различия касаются политики распределения собственности и доходов. Последний опрос в основных североамериканских университетах показал следующее:

  1. Почти во всех университетах США и приблизительно в 50% канадских университетов, технологией владеет университет, и коммерциализация должна проводиться через него.
  2. В большинстве основных североамериканских университетов  изобретатель получает в среднем 30%. доходов
  3. Большинство университетов предпочитает совмещать роялти и долю капитала новых выделившихся компаний, а некоторые выдвигают условием неразмывание университетской доли капитала.

В Университете Альберты технологией владеет изобретатель, и он имеет право проводить процесс коммерциализации независимо. Изобретатель получает 66,6% чистой прибыли, если коммерциализация осуществлялась независимо.

Низкая степень успешности у независимых предпринимателей
Статистика Университета Альберты показывает, что среди независимо коммерциализируемых технологий процент успеха крайне низок (около 5%), при 50% успеха, если коммерциализация проводится через Университет (с использованием квалифицированного сервиса университетского офиса коммерциализации технологий). Это типичная ситуация для  большинства североамериканских университетов, имеющих специальный офис коммерциализации технологий и предоставляющих изобретателям возможность проводить коммерциализацию независимо.

 

Развитие выделившейся компании

Наверх

Основные положения Программы

Миссия
RSO (the Research Services Office), выполняющий функции Офиса по трансферу технологий Университета Альберты, помогает университетским компаниям, находящимся на ранней стадии развития, обрести инструменты, необходимые для построения успешного бизнеса.

Описание программы: Программа развития выделившихся компаний.

Основные заказчики
Основные заказчики команды – совладельцы технологий, на базе которых может быть сформирована новая компания:

  • Университетские исследователи, создатели технологий.
  • Университет Альберты в лице RSO, отвечающего за управление интеллектуальной собственностью (патентование, лицензирование и т.д.).
  • Другие владельцы технологий, которые получили право собственности через сотрудничество с  университетскими исследователями или через их поддержку при проведении исследований.

Основатели
Как только принято решение о формировании компании, совладельцы технологии вместе с любыми другими партнерами становятся основателями компании. После создания компании и заключения формального соглашения с RSO, Основатели становятся заказчиками команды.

Роли
RSO старается установить сотруднические отношения с другими основателями университетских инновационных компаний. Он добивается создания эффективной команды для каждого проекта. Роли и обязательства по отношению к каждой из инновационных компаний могут различаться в зависимости от навыков, умений и личных установок членов команды, а также от других факторов. Важно как можно раньше определить, в количественном выражении, степень участия в проекте каждой из сторон.

Задача сотрудников RSO – восполнить нехватку у проектной группы навыков и времени. RSO сконцентрируется на  деловой стороне развития компании, полагаясь на свои ресурсы. В значительной степени сотрудники RSO будут полагаться на техническую и научную компетенцию исследователей, участвующих в проекте.

Когда привлекается RSO
RSO привлекается на ранних стадиях развития выделившихся из Университета Альберты компаний в следующих типичных ситуациях:

  1. Концепция: работа с компаниями на ранних стадиях или с образами компаний, которые еще недостаточно хорошо разработаны, чтобы быть принятыми местной или региональной технологической средой или венчурными капиталистами;
  2. Создание: Если исследователь не хочет бросать Университет и руководить компанией, команда может поддержать формирование компании в сотрудничестве с RSO;
  3. Развитие: работа с командами, которым требуется начальное коммерческое развитие: изготовление прототипа продукта, исследование рынка и маркетинг, продвижение бизнеса, и т.д.
  4. Упаковка: компании, которым требуется "упаковка" для того, чтобы быть принятыми инвесторами первого раунда и отраслью.
  5. Общие консультации по запуску и ведению бизнеса: сотрудники RSO также предоставляют исследователям и администрации Университета консультации по запуску и ведению бизнеса. RSO может стать особенно  хорошим советчиком для исследователей, которые связаны с технологическими компаниями или же собираются создать свой бизнес.
Разрешите проблемы связанные с интеллектуальной собственностью.
Чтобы рассчитывать на сотрудничество, компания должна удовлетворительно разрешить все проблемы с интеллектуальной собственностью и распределением долей  с Университетом и другими владельцами. Подразумевается, что компания уступит права на технологию Университету, определится с лицензией и подпишет Соглашение о взаимоотношениях с Университетом.

Взаимоотношения с Офисом по трансферу технологий
RSO в Университете Альберты играет важную роль в процессе коммерциализации технологий. Из их обязанностей, две  функции наиболее актуальны для выделившихся из Университета компаний.

Первая: RSO выражает интересы Университета в отношении любой ИС, разработанной в Университете Альберты. Следовательно, каждая новая выделившаяся компания должна провести переговоры  с RSO по поводу всех юридических соглашений, регулирующих передачу ИС от Университета или определяющих интерес Университета в проекте. RSO может помочь компании, проконсультировав руководителей компании относительно процесса оценки технологий, управления ИС и лицензирования, но она не представляет Университет при переговорах.

Вторая: RSO распоряжается ИС на технологии, переданные Университету, что включает в себя оценку, защиту и лицензирование. Так как управление ИС – область весьма сложная и специфическая, профессиональное управление процессами патентования и лицензирования, предоставляемое RSO, может оказаться в высшей степени выгодным для компании. Важно установить и поддерживать партнерские отношения с RSO.

Соглашение о развитии выделившейся компании
После тщательного анализа проекта и определения степени участия RSO должно быть составлено и подписано официальное соглашение (Соглашение о взаимоотношениях Microsoft Word Document (HTML documentAdobe Acrobat Document)). В Соглашении должны быть описаны цели проекта, включая сроки, результаты и основные промежуточные моменты развития компании. Соглашение определит роли и обязательства основателей, а также помощь RSO. Соглашение также определит распределение долей в компании, которое сохранится до достижения заявленных целей.

Поддержка RSO
Ранняя стадия развития компании сопровождается некоторым количеством характерных действий со стороны основателей. Некоторые из действий исследователи могут выполнить сами или при их значительном вовлечении в этот процесс. Другие же требуют специальных деловых навыков и дополнительной квалификации. RSO может помочь в выполнении всех действий или некоторых из них. Вот типичные действия, помощь в выполнении которых предоставят вам сотрудники RSO:

  • информация об особенностях коммерциализации технологий, инновациях и инфраструктурах поддержки создания нового бизнеса;
  • разработка концепции бизнеса, исследование рынка, бизнес-планирование;
  • формирование Совета директоров и управленческой команды;
  • продвижение инновационной компании;
  • организация и оптимизация процесса развития бизнеса;
  • разработка начального бюджета и получение "предзародышевого" финансирования;
  • связь с деловой инфраструктурой: выбор юристов, бухгалтеров и консультантов, поиск и привлечение инвесторов и др.
  • обучение управляющего персонала компаний посредством формального обучения и интернатуры, в сотрудничестве со Школой Бизнеса Университета Альберты.

Поддержка носит партнерский характер и предполагает значительную включенность в процесс и возможное привлечение к процессу всех заинтересованных в данной технологии. Степень поддержки варьируется и может зависеть от доли в компании, обязательств, участия в работе совладельцев технологии. 

Цель
Считается, что типичный проект Развития Выделившейся Компании достиг своей цели, если у компании есть 3 основных компонента:

  • Жизнеспособный бизнес-план, опирающийся на всестороннее исследование рынка и способный привлечь управленческую команду и финансирование

  • Ядро управленческой команды, которая участвует в разработке бизнес-плана и способна реализовать его

  • Финансирование, достаточное для выведения компании на следующий этап развития и финансирования

В зависимости от конкретной деловой ситуации цели могут быть сформулированы по-разному.

Наверх
 


 
 
 © 2005 Управление инновационной политики
и организации инновационной деятельности
МГУ им. М.В. Ломоносова
Создание и поддержка: STIX design   
Написать нам письмо